Три произведения Альбера Камю | Wir.by
Наталья Ламеко рассказывает о трёх произведениях человека, которого называли «совестью запада»: «Посторонний», «Чума», «Падение».
lamieka
Наталия Ламеко

Три произведения Альбера Камю

Французский писатель Альбер Камю считается одним из выдающихся представителей экзистенциализма, несмотря на то, что он не идентифицировал себя с этим направлением. Нобелевский лауреат 1957 года, Камю известен и как выдающийся мыслитель, автор философских текстов, и как мастер слова, оставивший литературное наследие в виде прозаических и драматургических произведений.

Одна из самых важных составляющих творчества Камю – интерес к человеку, его личности, жизни. Это как раз то, что объединяет его с экзистенциализмом. Когда в 1960 году Камю трагически погиб в автокатастрофе, люди были обеспокоены, потому что потеряли человека, которого называли «совестью запада». Рассмотрим три его этапных произведения – повести «Посторонний», «Падение» и роман «Чума».

Сперва кажется, что в повести «Посторонний» Камю предлагает читателю образ антигероя – индифферентного человека, живущего в собственном пространстве, человека, равнодушного к смерти своей матери. Однако впоследствии становится понятно, что это просто человек, личность. Мерсо производит впечатление очень правдивого человека, который не любит масок и не желает их надевать, поэтому поступает так, как чувствует. Мерсо имеет право быть собой, и Камю утверждает это право. Автор показывает, как люди не желают давать другому человеку возможность быть собой, не понимая и осуждая его не за убийство, а, фактически, за инаковость. Камю был против смертной казни, мысли по поводу которой эксплицитно высказал в своём эссе «Размышления о гильотине».

Роман «Чума» предлагает различные модели поведения в катастрофической ситуации. Один из вариантов – активность. Главный герой, Бернар Риэ, сопротивляется чуме, он врач и обязан лечить. Профессия и внутреннее ощущение героя совпадают – он хочет спасать людей. Есть и другая стратегия поведения, примером которой выступает журналист Рамбер. Сначала он хочет избежать чумы, прилагает все усилия, чтобы выбраться из города на карантине, но, наконец получив такую ​​возможность, остаётся с теми, кто сопротивляется чуме. Жан Тарру, который вообще не из этого города и ничего не должен здешним людям, также избирает путь сопротивления.

Камю резюмирует: даже если человек знает, что он может быть уничтожен в любой момент, что все усилия абсурдны, он должен сопротивляться. Такова была личная философия Камю, поэтому абсолютно естественно, что он участвовал в движении Сопротивления во Франции во время Второй мировой войны. Эту философию называют «выбором поражения», но поражение это – кажущееся, поскольку выбор смерти все равно утверждает что-то более важное.

«Падение» – произведение, в котором природа человека подана двойственно, в котором автор осуждает грехи человека в очень интересной форме. Жан-Батист Кламанс, определяющий себя как «судья на покаянии», выносит приговор человечеству. Он анализирует человека в негативном ракурсе, показывая его недостатки. Герой делает это, поскольку ощущает собственную ущербность. Когда-то Кламанс прошёл на мосту мимо девушки, бросившейся в воду, и ничего не сделал. В конце он говорит интересную фразу своему условному собеседнику, самому себе: «Девушка, кинься в воду ещё раз, чтобы у меня была возможность спасти нас обоих». Он не сделал этого вовремя, ему бы очень хотелось исправиться, но уже поздно.

Камю призывает, иногда через иносказание, иногда вообще от противного, думать и действовать сейчас, в этот момент, осознавать ценность человеческой жизни, знать, что абсолютно каждый человек – это единица. Он имеет право быть другим, нестандартным, отличаться от всех. Для Камю чрезвычайно ценна именно человеческая природа: есть жизнь здесь, в данный момент, жизни за пределами жизни физической, возможно, и не существует. В связи с этим о Камю говорят, что он якобы атеистический экзистенциалист. Но это не совсем так: в его творчестве есть и мотив Христа-спасителя, и другие – конечно, не в традиционном христианском виде, по причине чего они могут оставаться незамеченными.

Литература
Европа
XX век
Модернизм
Альбер Камю